На главную ...

Материалы
по истории
охраны границы

Древней Руси
«Сказка ложь, да в ней намек»
Поле брани или Чисто Поле?
Змея подколодная

 

Пограничные пословицы и поговорки

Поле брани или Чисто Поле?

Кто сказал, что пословица "Один в поле не воин" говорит о том, насколько важны в бою дружба и войсковое товарищество? Если встретится вам этот человек, скажите ему, что он глубоко неправ. Вовсе не потому, что дружба и войсковое товарищество нам не нужны. Все дело в том, что к боевым действиям эта пословица не имеет ни малейшего отношения.

Вы сами посудите. Если полагать, что в пословице речь идет о боевых действиях, то суть ее сводится к тому, что один единственный воин обречен на поражение, но так ли это? Мало ли примеров того, как один-единственный боец заставлял отступить куда более многочисленного противника, срывал замыслы целых операций. Я уж не говорю о былинных богатырях. Припомните, какою силой ратною были побеждены полчища несметные, обложившие Чернигов-град? Не один ли одинешенек старой казак Илья Муромец прибил всю силушку поганую?

Ну а славный стольный Киев-град от полчищ поганых кем был спасен? Да все тем же Ильею Муромцем:

"Он выехал во чисто поле
Один на один битьца с неприятелем.
У него, у собаки, силы множество:
У него впереди сорок тысяц, позади сорок тысяц,
По бокам числа-сметы нет.
И выехал он, и махнет он этой палицей:
Направо махнет - целой улицей валятца,
Налево махнет - переулками.
Сколько он бьет, друга столько конь убьет, грудью валит их.
И сколько он бился тут, ратился,
И выбил он тут от едина до единого".

"Исцеление Ильи Муромца". Былины СПб; Наука, М.: т.1 стр. 312

И еще припомните, разве такой богатырь как Илья Муромец был один на Руси? Тот же Добрыня Никитич единолично не раз меж поганых улочки-переулочки прокашивал. А был еще "молодой Костентинушка Савулович", который:

"Поехал он дорогою среднею,
Доезжать до реки Смородины,
А втапоры Кунгур-царь перевозится
Со темя ли татары погаными,
Тут Костентинушка Савулович
Зачал татаров с краю бить
Тою палицою тяжкою.
Он бьется-дерется целой день,
Не пиваючи, не едаючи,
Ни на малый час отдыхаючи…
…И которых вислоухих - всех прибил,
И которых висячих - всех оборвал,
И приехал к шатру к Кунгуру-царю,
Разбил ево в крохи говенныя"
"Царь Саул Леванидович" Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Данилвым. М.: Наука, 1977, стр. 136, 138.

И был еще Еким сын Иванович, которому:

"Не попала ему палица железная,
Что попала ему ось-та тележная,
И зачал Еким помахивати,
Прибил он силы семь тысячей мурзы-улановья,
Пятьсот он прибил меделянских кобелей,
Закричал тут король зычным голосом:
"Гой еси, Дунай Иванович!
Уйми ты своего слугу вернова,
Оставь мне силы хоть на Семены"

"О женитьбе князя Владимира" Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, стр. 57-58.

Одним словом, для русского былинного богатыря в одиночку ратиться с целыми полчищами врагов-наездников - дело вполне привычное. Ну так с какой же стати сложилась и по сию пору живет в народе поговорка "Один в поле не воин"? Как могут существовать в таком бескомпромиссном противоречии две составные части устного народного творчества?

А дело в недоразумении. Произнося "поле", все подразумевают "место сражения", "арену битвы", "поле брани". При этом совершенно упускают из виду, что "поле" может быть не только метафорой, но и топонимом, таким же как Муром, Чернигов, Киев - правда, в этом случае его следует писать с прописной буквы "Поле" или "Чистое Поле", то есть украинные, пограничные земли, где несли пограничную службу былинные богатыри. Тогда и поговорка должна выглядеть чуть-чуть иначе:

"Один в Поле - не воин"

И только в этом случае она наконец-то обретает смысл, потому что суть ее сводится к тому, что задачу дозорной (пограничной) службы одному выполнить невозможно, будь ты самый удалой-разудалый богатырь или добрый-раздобрый молодец. Задача дозорной службы была гораздо сложнее чем более-менее успешное противостояние с противником, само по себе боестолкновение она, в идеале, исключала. Иными словами дозорные должны были в первую очередь обнаружить противника и, начиная с этого момента, во-первых, тотчас дать весть о приближении неприятеля, во-вторых, продолжая наблюдение, выявить силы и средства противника, вскрыть его намерения и эту информацию своевременно донести до тех, кто организует оборону государства.

Это не мои досужие домыслы, не придумки сказителей былин. Вспомните историю Куликовской битвы. По мере организации обороны и выдвижения на поле боя Дмитрий Донской принял три сторожи (доклада от дозорных), которые известили его и о том, в каких силах идут татары, и о том, в каком направлении и с какой скоростью они движутся.

Вот эту задачу, в которой заключается суть дозорной (пограничной) службы, - незамедлительно сообщить, но при этом не прекращать наблюдения - в одиночку выполнить невозможно. Стало быть поговорка -

Один в Поле - не воин!

является исключительно пограничной, с чем я вас и поздравляю.