|
ГЛАВА 1
9.12. 91 г.
13.12. 91 г. 19.12. 91 г. УТРО «Любимая... Любовь моя», – как хочется вновь и вновь повторять эти слова, произнося их певуче, вслушиваясь в звучание собственного голоса. Кажется, раз один промолви их, подобно молитве или заклинанию, и тотчас отзовется издалека твой голос, и приветливо глянут из предрассветной мглы твои глаза. – Не отставать! Держать равнение! Кошмарный, к сожалению,
не сон. – Рр-ряз! Рр-ряз! В ногу бежать! Рр-ряз! И это только начало – первый, разогревочный, круг – ежедневного кошмара, называемого физзарядкой. Самое начало бесконечно долгого дня, полного бестолковой, такой же бессмысленной, как бег в ногу, колготни. Всего лишь первые дни даже не учебы, а непраздного, как любит выражаться наш комбат, времяпрепровождения. – Рр-ряз! – надсаживает луженую глотку «комод», и каждый его выкрик – словно небрежный, наотмашь, удар по щеке: – Взяли ногу! Рр-ряз! Как же он нас ненавидит! Неужели только за то, что мы неделю назад жили нормальной гражданской жизнью? Только за то, что нами никто не помыкал, не орал на нас истошно. За то, что целыми днями и вечерами напролет мы были или могли быть рядом с любимыми; могли разговаривать с ними сколько душе угодно, могли часами молчать, глядя друг другу в глаза, могли обнимать их и целовать. За это. Именно за это. А еще за то, что его никто не любит. И не любил. В противном случае он не зверел бы при одном только слове «письмо», не гнусавил бы с гаденькой ухмылочкой: – Мамуле, мамочке своей пиши, Елизаров. А о девахе забудь. Не дождется она тебя, и ждать не собиралась. Целуется с кем-нибудь в том же подъезде. Мразь! Грязная, безмозглая, безликая мразь. – Рр-ряз! Господи, сделай так, чтобы я не слышал его голоса. Я буду старательно бухать сапогами по асфальту. В ногу со всеми я пробегу и еще один круг, и пять, и десять кругов. Я все стерплю, но неужели Ты не слышишь этот нечеловеческий голос? – Рр-ряз! Значит, не слышишь. Придется мне самому что-нибудь придумать. Вот только голова совсем отупела от этого крика, от грохота сапог. И с ритма сбиваться ну никак нельзя, – в ногу со всеми, в ногу. «Лю-би ме-ня, Лю-бовь мо-я! Лю-би-ма-я...» Это даже похоже на песню. Жаль, что ты не слышишь ее. Тебе так хотелось услышать именно эти слова. Не сердцем почувствовать, не в глазах прочитать, а именно услышать. А я молчал. Знаю, любовь моя, знаю. Я виноват перед тобой. Все последние дни я вел себя глупо и странно. Против обыкновения, не спешил расстаться с друзьями. При них был весел, болтал без умолку, но стоило нам остаться наедине – разом грустнел. Ты поверь, я пытался пересилить себя, улыбнуться, пошутить, завести непринужденный (совершенно неважно о чем) разговор. Все тщетно. Улыбка получалась вымученной, шутки звучали невесело, разговор не клеился. Мы стояли и молча смотрели в глаза друг другу. Было время, когда я только о том и мечтал, чтобы, не отрываясь, до бесконечности долго смотреть в эти нежные, теплые, лучистые, отливающие золотом и зеленоватой морской голубизной глаза. Я готов был – и мог! – не умолкая, говорить и говорить, лишь бы ты не отводила взгляда. А теперь, когда ты смотрела на меня неотрывно, выдерживать этот взгляд стало мукой. «Не молчи, – умоляли твои глаза.– Когда ты вот так замолкаешь, мне хочется плакать. Разве ты не видишь? Я едва сдерживаю слезы». «Вижу. Но что я могу с собой поделать?» «Тебе нечего мне сказать?» «Напротив. Но я не нахожу слов». «Трудно в это поверить». «И тем не менее. Слишком многое нужно сказать. В этом все дело». «Но когда ты молчишь, это так похоже на прощание!» «Нет. Это не прощание. У нас еще есть время». «Время уходит. Если ты и дальше будешь молчать, его совсем не останется. Ну же!» «Не торопи. Нужные слова не приходят на ум, а на пустые жалко тратить время». «А меня тебе не жалко?» «То-то и оно. Я не знаю, как это выразить». «Не знаешь?» «Увы. Впрочем, знаю!» Не нужно слов. И взглядов тоже не нужно. Закрыть глаза, приложить к горячей щеке твою руку, чуть повернув голову, губами коснуться запястья, глубоко вдохнуть пьянящий аромат твоих волос и туг же почувствовать их прикосновение, поспешно прильнуть висок к виску, щека к щеке, и ощутить движение твоих губ, устремиться им навстречу, слиться с ними и уже ни о чем не думать, не терзаться и даже не дышать, если это возможно. О, божественная сладость и целительный бальзам поцелуя! Если бы он мог длиться вечно... Но губы немеют, и не хватает дыхания, и пылающую щеку обжигает слеза. Миг еще, и ты отстранишься, чтобы спрятать лицо и украдкой осушить глаза. Губы твои уже уворачиваются и ладони твои уже упираются в мою грудь. Нет. Нет-нет! Я губами осушу твои слезы. Как солоны они, как горьки! Но эту горечь – из глубины твоих глаз – я готов испить до последней слезинки, лишь бы не обжигала она твое сердце, не сжимала его, не томила. Лишь бы... Но нет! Дуновением ветерка, упругой волной по губам, по горящим щекам скользнули волосы. Ты уткнулась лицом в мою грудь, и я чувствую, что слезы не иссякли... «Не плачь, любовь моя! – говорят мои руки, погружаясь в шелковистые волны волос, слегка поглаживая их и перебирая за прядью прядь. – Когда ты плачешь, это так похоже на прощание». «Нет-нет. Это не прощание, – отвечаешь ты, еще теснее прижимаясь к моей груди, и, вдруг замерев, словно спрашиваешь: – Ведь у нас есть еще время?. Есть. Конечно же, есть! Но время уходит. Если ты и дальше будешь плакать, его совсем не останется». «Я не буду. Я сейчас успокоюсь. Ты только не смотри на меня». «Я и не смотрю. Я закрыл глаза. Ты поцелуй меня, когда успокоишься, и я их открою, чтобы любоваться тобой». «И молчать?» «Нет. Я скажу что-нибудь. Непременно веселое. Я придумаю». Увы. Так ничего и не придумал. А всего-то и надо было вымолвить: «Любовь моя. Любимая». Я, только я один виноват в том, что разлука встала между нами гораздо раньше расставания. И словно в наказание за это нет мне ни минуты тишины и покоя, чтобы мог я, смежив веки, увидеть твое лицо, твои глаза, твои губы, услышать твой голос. Даже после отбоя, еще до того, как смолкнет скрип коек и сержанты, натешив себя окриками в адрес любителей пошептаться, удалятся в каптерку, я проваливаюсь в забытье. Даже во сне мне не удастся увидеть или услышать тебя, потому что всю эту неделю мне ничего не снится. Остается только одно: на бегу, в такт шагам, вновь и вновь повторять как песню, как молитву, как заклинание: «Лю-бовь мо-я, |